Источником чего было Мировое Древо у славян? Каково значение оберега и как его сделать? Мировое древо жизни в славянской мифилогии

Содержание
  1. Дерево жизни в славянской мифологии
  2. Совместимость с другими оберегами
  3. Звезда Сварога
  4. Символ рода
  5. Якорь
  6. Что символизирует дерево у разных народов
  7. Хаос и Космос
  8. Как сделать амулет своими руками
  9. Как сделать кулон дерева жизни
  10. Как сделать семейный оберег
  11. Из каких миров состоит Иггдрасиль
  12. Небесные миры
  13. Асгард
  14. Ванахейм
  15. Льюсальфхейм
  16. Средние миры
  17. Мидгард
  18. Ётунхейм
  19. Муспельхейм
  20. Подземные миры
  21. Нифльхейм
  22. Свартальфхейм
  23. Хельхейм
  24. Значение талисмана и его функции
  25. Символ оберега и его значение
  26. М ировое дерево в славянской мифологии
  27. Мировое Древо – центр Вселенной
  28. Кому подходит амулет и как его сделать
  29. Сказки
  30. Мировое древо в различных культурах
  31. Модель мира древних египтян
  32. Древо с острова Буяна
  33. Изображение на предметах и оберегах
  34. В традициях и ритуалах
  35. С мысловая нагрузка образа мирового дерева
  36. Влияние образа на быт славян
  37. Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

Дерево жизни в славянской мифологии

Мировое древо было центральным звеном в славянской мифологии. Считается центром древнеславянской вселенной. Соедините мир людей с миром богов. Своими ветвями он достигает неба, а своими корнями уходит под землю. Непонятные нам сегодня языческие верования требуют объяснения, источником которого было мировое древо в славянской мифологии.

Высоко над облаками ветви деревьев образуют остров. На нем находится рай славян — Ирий. Здесь царит бог Сварог. Под землей, там, где уходят корни дерева, находится Мир Мертвых. Им управляют Чернобог и его жена Морана. Они имеют такой глубокий смысл в жизни, но некоторые страшные образы были представлены нашим славянским предкам.

Мировое Древо было связующим звеном между Миром Мертвых, земной жизнью и небом. Он также был центром и основой жизни. Это и лестница в рай, и дорога в ад.

Подобно мировому дереву славяне изображали дуб, платан, калину, ель, сосну, яблоню.

В славянском фольклоре дерево росло на острове Буян, на камне Алатырь, который в свою очередь считался центром Земли. Согласно легенде, боги света жили в ветвях дерева, а темные — под корнями.

Мировое древо можно увидеть в вышивках, картинах, орнаментах. Это нашло отражение в мировой художественной культуре. В произведениях художников дерево может выглядеть вполне реалистично: с густой зеленой кроной — символ жизни, засохшие с голыми ветвями — символ смерти. Вокруг него могут быть боги, воины, герои.

Дерево стало частью славянских рун — вертикальной палкой с тремя черточками, направленными вверх. Он также был представлен в виде женщины с поднятыми руками и кружащимися птицами. Это наиболее упрощенные и стилизованные изображения, изображающие Древо Жизни.

Совместимость с другими оберегами

Действие амулета усиливается в сочетании с другими амулетами:

Звезда Сварога

Талисман приносит здоровье, удачу, Древо Жизни разносит их по телу и наполняет его энергией. Звезда Сварога — мужской оберег. Применяется только для мужской половины семьи. В их силах создать мощный поток энергии и грамотно ее распределить.

Символ рода

Взаимодействие двух амулетов создает мощный защитный фон для сохранения и улучшения семейного благополучия. Божественный принцип усиливает помощь предков. Дом будет защищен от болезней, разорения, скандала, зависти и предательства.

Якорь

Изображение Древа Жизни с якорем предназначалось для моряков. Жены дарили своим мужьям-матросам двойные амулеты, чтобы дорога была безопасной, а дорога домой — беспрепятственной. Дерево в этом контексте женское. Он обеспечивает питание, убежище, защиту от болезней и поддержку в случае необходимости.

Что символизирует дерево у разных народов

В других культурах описание древа жизни чрезвычайно похоже на славянское. Это всегда что-то живое, неподвластное человеческому разуму, что-то, что оказывает на него ощутимое влияние.

Во многих культурах его изображение символизирует взаимосвязь трех миров: мира мертвых, мира живых и мира богов.

Другое значение, похожее на другой символ, Древо познания, — это рождение, жизнь и смерть человека.

В кельтской культуре древо жизни представлялось мировым деревом, называемым Иггдрасиль, и было центром всего мира. Кельтские мифы рассказывают, что на каждой из четырех сторон света растет священное дерево, а в центре — пятое дерево мира.

В изображениях древа жизни корни и ветви находятся по кругу — это символ вечной и непрерывной жизни. Кельтское древо жизни символизирует связь между небом и миром мертвых и всеми формами жизни. Интересно, что многие кельтские кресты также имеют характеристики, сходные с мировым деревом.

В Древнем Египте дерево жизни ассоциировалось с именем богини Юсат, проводником между живым миром и подземным миром. Богиню часто изображали с акацией в руках.

В Персии мировое дерево считалось символом плодородия и самой жизни и, более того, бессмертия, что интересовало средневековых алхимиков в поисках философского камня.

Среди древних армян были популярны изображения древа жизни на крепостях и воинских доспехах.

Ассирийское дерево олицетворяло связь с богами и поэтому пользовалось почтением у жрецов.

Хаос и Космос

Этот образ всегда играл роль организатора мирового пространства. Всем известно, что такое беззнаковый и беззнаковый хаос, чем он противопоставляется упорядоченному космосу. Космогония описывает организацию и формирование мира как создание бинарной оппозиции «земля-небо», для которой требовалась некоторая космическая поддержка, которой было Мировое Древо, после которого последовал ряд чисто постепенных: растения, затем животные, затем люди.

Священный центр мира, где появляется Древо Жизни, объединяется со своим аспектом (кстати, этот центр часто различают: два дерева, три горы и т.д.). Мировое древо стоит вертикально и доминирует, определяя как формальную, так и содержательную организацию общей Вселенной.

Он охватывает все: корни — подземную жизнь, ствол — землю, ее поверхность, ветви — небо. Так устроен мир — на противопоставлениях: высокий-низкий, огонь-вода, небо-земля, а также прошлое-настоящее-будущее, предки-мы-потомки, ноги-туловище-голова и так далее. То есть Древо Жизни охватывает все сферы жизни во временном, генеалогическом, причинном, этиологическом, элементарном аспектах и ​​практически во всех остальных аспектах.

как нарисовать мировое дерево

Как сделать амулет своими руками

Амулет «Древо жизни» настолько популярен, что продается практически везде. Но лучше делать это руками, потому что при этом ваша положительно заряженная энергия перейдет в талисман и будет наделена непреходящей силой.

Кулон с этим символом может быть представлен в разных формах: кулон, кольцо, кулон на браслете. Как вариант, вы можете вышить древо жизни на одежде или любом другом предмете.

Как сделать кулон дерева жизни

Тебе понадобится:

  • кольцо из любого металла (желательно серебра)
  • бусины (бусинки или мелкие камешки)
  • провод

Измерьте объем кольца сантиметром или любым другим способом — это будет та длина, до которой нам нужно обрезать нить.

Нить разрезать на 24 части. Центр каждого изделия следует обернуть вокруг кольца.

Скручиваем части каждой нити, скрученной в виде косички примерно на ¼. Это будут корни нашего дерева.

Теперь нужно собрать все вместе и скрутить в один пучок другой ¼. Здесь будет первая ветка.

Выберите 6 прядей и поместите их слева на кольцо. Снова перекрутите основную нить, сделайте новую вилку и отложите вправо.

Вам нужно сделать еще два слоя и крона дерева готова. На раскрученные концы нити кладем несколько бусинок / камушков и закручиваем их вокруг кольца.

Амулет готов! Его нужно носить близко к сердцу. Аналогичным образом можно сделать кулон с деревом жизни на браслете.

ВАЖНЫЙ! Нельзя одновременно носить несколько талисманов с древом жизни.

Как сделать семейный оберег

Тебе понадобится:

  • кольцо или веточка ивы
  • зеленые нитки для вязания
  • толстые льняные или джутовые нити

Берем колечко или формируем его из веточки длиной около 20 сантиметров. Теперь нужно нарезать 9-10 кусочков нити.

Длину рассчитываем так: диаметр круга х2 с допуском 10-15 сантиметров. Накинув на середину отрезки проволоки, временно закрепляем их на кольце.

Расстояние между нитками должно быть 2-3 сантиметра. Это будет корона нашего дерева.

Формируем ствол. Концы ниток нужно скрутить в жгут и привязать к кольцу. Остальные свисающие пряди станут корнями деревца.

Из зеленой нити делаем пучок в 5-6 складок и плетем «змейкой» по «веточкам» кроны. Закрепляем концы и отрезаем лишнее.

Семейный оберег готов!

Из каких миров состоит Иггдрасиль

Структура дерева сводится к циклическому взаимодействию девяти различных миров, в которых есть уникальные обитатели и энергии, необходимые для работы Вселенной. Умение создавать гармонию между представителями миров помогает обрести силу мудрости.

Великое древо жизни делит вселенную на уровни: подземный, средний и небесный. Каждый уровень содержит три мира, в которых есть свои события и персонажи из мифологии Скандинавского полуострова.

Что такое древо жизни

Небесные миры

Асгард

Это большой мир, полный жизни, света и энергии, защищенный стеной, обращенной к небу. Ослы — основные жители страны, известные своим взаимодействием с гигантами. Асгард знаменит своими богами войны (Тор, Локи, Один и другими) и стражами, которые поддерживают порядок и поддерживают порядок во всей вселенной.

Читайте также:  Мантра спокойствия и умиротворения: текст и особенности чтения. Слова священного текста и перевод мантры Шанти

Ванахейм

это яркий и спокойный мир, который является частью мирового древа. Он олицетворяет царство ванов, которые, как и Айз, относятся к богам. Жители являются хранителями магии и магических секретов и ответственны за плодородие вселенной. Фургоны способны наделять людей эротическим влечением и объединять их для продолжения жизни во всей вселенной. Вода — знак мира, поскольку она обладает силой животворного источника для всего дерева Иггдрасиль.

Льюсальфхейм

Другое название мира исключительной красоты и радости — Альвхейм, названный в честь его обитателей — эльфов или эльфов. Их основная задача — помогать Ванамам следить за плодородием природы и давать им возможность достигать своих целей.

Средние миры

Мидгард

В плане средних миров смертные живут в Мидгарде, окруженном сушей, морем, океанами. Мир отвечает за материальные ценности и их физические проявления. Поскольку люди представлены как основные обитатели, первостепенное значение имеют чувства и желания.

Ётунхейм

Мир, в котором живет один из древнейших жителей Вселенной, — это Йотуна скандинавских гигантов. Они главные противники богов Асгарда. Согласно легенде, борясь с этим миром, бог Асгарда Один потерял глаз, чтобы познать тайное знание и понять искусство магических способностей. Йотунхейм имеет библиотеку, которая содержит исторические данные о прошлом, настоящем и будущем времени Вселенной.

Муспельхейм

Этот мир был одним из первых двух миров. Царство вечного огня населено огненными гигантами, армией сынов Муспелла, управляемой Суртом. Это царство включает скопление огненной энергии, состоящей из плазмы и огня, известной своей нечеловеческой силой уничтожения всего живого. Ярким примером этой силы является Рагнарок — конец света и смерть богов в скандинавской мифологии. Однако сила способна создать нечто исключительное и величественное.

Подземные миры

Нифльхейм

Вторым миром после Муспельхейма был Нифльхейм. Это мир тьмы и зимы, который по своим свойствам полностью противоположен Муспельхейму. Из огня и холода, двух противоположных миров, родилось самое первое существо, давшее жизнь всему остальному. Его зовут Имир.

Свартальфхейм

Это подземный мир, где живут гномы или гномы. Они умеют искусно работать кузнецами и мастерами Цверги и при этом обладают абсолютно всем изобилием и секретами, которые таятся под землей. Именно темные мастера создали оружие и символы для богов.

Хельхейм

Последний из девяти миров — царство мертвых. В отличие от других миров, этот мир состоит одновременно из ничего и всего. Богиня смерти — Хель — властительница, в руках которой сосредоточена жизнь со смертью. Врата в мир защищает и никого не выпускает: цепная собака Гарм. Мир Хельхейма — это конец Пути всех живых существ. Когда вы попадаете в него, правда обо всех скрытых моментах жизни существа раскрывается, и ее невозможно скрыть.

Значение талисмана и его функции

Дерево означало наличие гармонии в создании и существовании мира. Все на земле растет, все развивается. Старое уходит в прошлое, жизнь стремится обновиться. В то же время прошлое всегда поддерживает настоящее и будущее. Смысл талисмана заключается в том, что его обладатель получает поддержку от богов и предков. Взаимодействие между божественным и человеческим в амулетах встречается крайне редко.

В Древе Жизни все три силы благотворно влияют на человека. Троица способна:

  • помочь человеку определиться с выбором жизненного пути;
  • для обеспечения мира и согласия в семье;
  • защищать от внешних неблагоприятных воздействий (помех);
  • остаться здоровым.

Амулет совместим с энергией мужчины, женщины и даже ребенка. Для женщин, мам Древо жизни — один из самых сильных семейных амулетов. Он умеет:

  • сохранить любовь в семье;
  • уберечь беременную от вреда;
  • наделить женщину материнской мудростью.

Носить амулет могут представители любого достоинства. В гораздо меньшей степени это связано с определенной религией. И вопросы вселенной открываются в каждом Священном Писании. Древо жизни — это не языческий идол или объект поклонения. Поэтому отношение к изображению со стороны христианства, ислама, буддизма и других религий более чем благоприятное.

Символ оберега и его значение

Как символ мировое дерево присутствует не только в мифологии славян. Его изображение пользуется популярностью и у других народов. Значение Древа примерно одинаково для разных национальностей. Центр вселенной со своим разумом и чувствами. Он играет важную роль в религии и поклонении богам. Свяжите человеческую жизнь с раем и адом. В то же время он считается символом жизни, так как обозначает рождение, жизнь и смерть. Посмотрим, откуда у славян было мировое древо? Понять символику Мирового Древа непросто.

Вот некоторые из более простых и распространенных интерпретаций:

  • связь человека с миром богов;
  • бессмертие, круговорот жизни, возрождение после смерти;
  • плодородие;
  • совершенствование и развитие внутреннего мира человека, его обращение к Богу, молитва.

Мировое Древо символизирует жизнь человека и место в ней. Крона дерева переплетается с корнями — это неразрывная связь между жизнью и смертью. Листья Древа рассказывают нам о бесконечности Вселенной, о возрождении человека после ухода из мира богов. Жизненный путь короток, но он не заканчивается, он продолжается после перехода в другой мир.

М ировое дерево в славянской мифологии

славянское древо жизниДрево жизни в славянской мифологии — это модель устройства мира.

В славянской мифологии мировое дерево олицетворяет вселенную, Ирий (небеса) находится в кронах, где живут боги света, корни — мир Нави — наследие Чернобога, Марии и других богов тьмы.

Ствол — символ земной жизни, среда обитания людей и различных животных и птиц.

Его часто можно встретить в ритуалах, где он олицетворяет приход нового года, ствол является прообразом жизненного пути, а дерево также является мощным символом, олицетворяющим плодородие, размножение, мудрость.

В древности все храмы и храмы строились вокруг могучего дерева, корона которого вздымалась на крышу, символизируя небосвод.

Славянское древо жизни — центр мироздания, соединяющий все миры. Смысловая нагрузка — бесконечность развития и возрождения, связь света и тьмы, людей и богов, живых и мертвых.

Приведено описание традиции строительства дома по образу Вселенной. Молодое деревце было посажено в центре будущего дома и оставалось там до конца постройки. После завершения постройки его откопали и пересадили на другое место.

Мировое Древо – центр Вселенной

Начиная знакомство с легендами о Мировом Древе, я хочу начать с версий того, как оно могло появиться в совершенно разных мировых культурах, в фольклоре народов, не связанных между собой.

По мнению исследователя В. Н. Топорова, образ Мирового Древа может быть олицетворением оси мира, вокруг которой создана наша жизнь. Мифическое дерево было подобием центра вселенной, но оно встречается не у всех народов.

Другой ученый, Ю.Е. Березкин в своих трудах склонен полагать, что банальное поклонение символам деревьев и божествам может быть связано с Мировым Древом, потому что не секрет, что многие древние племена смогли выжить, используя ресурсы древесины. Наши далекие предки неизменно ассоциировали Мировое Древо с жизнью.

Кому подходит амулет и как его сделать

В славянской мифологии амулет «Древо жизни» является мощным оберегом. Для своих функций он черпает космическую энергию из космоса. Прежде всего, он направлен на защиту. Изначально он защищал род, семью, дом, очаг. Именно поэтому славяне считались женским знаком. Такой же, как знак Берегиня и звезда Лада.

Амулет защищал клан, передавая его силу из поколения в поколение. Он просил защиты семьи богов и людей, которые уже ушли к ним. Он указал на правильно выбранный путь, непрерывность пути, бессмертие в смысле возрождения и циркуляции в жизни. Идеальный оберег для хранительницы домашнего очага, для беременной, для мамы.

В широком смысле оберег помогал преодолевать трудности, дарил умиротворение и умиротворение, уберег от ссор и скандалов. В будущем Мировое Древо стало универсальным амулетом. Его использовали для избежания ссор, нецензурных слов, для сохранения спокойствия и согласия на работе, в делах, с коллегами, подчиненными, друзьями. Сегодня амулет могут носить даже бизнесмены, которые пытаются вывести свой бизнес на новый уровень и договориться о работе с партнерами.

Знак можно носить или повесить на стены дома. В последнем случае это будет щит от всего негативного: сглаза, коррупции, зависти и проклятий.

В эзотерическом магазине можно купить любой талисман, но наши предки делали их сами или обращались за помощью к колдунам и волшебникам.

В создании Мирового Древа нет ничего сложного. Необходимо создать круг и начертать на нем дерево. Его легко вырезать из фанеры, бересты, картона, скрутить из ниток, сплести из бусинок или ниток. Вышитый узор или панно может подойти для хранения очага. Однако все зависит от вашей фантазии.

Амулет можно носить на шее или вшивать в одежду. Его свойства улучшатся, если:

  • у вас чистые мысли и светлые желания;
  • искренне верю в силу оберега;
  • мастерство удваивает космическую энергию.
Читайте также:  Камни и талисманы для весов женщин и мужчин. Камень Весов – выбор сильнейших талисманов

Сказки

Образ мирового древа как оси мироздания отражен в рассказах разных народов. Чаще всего их сюжет был связан с ростом посаженного чудотворного дерева или бобового растения, которое вершиной уходило в рай, узы, а достигший его вершины герой получал дары и исполнение желаний. Вспомним, например, английскую сказку «Джек и бобовый стебель», где бедный мальчик Джек, обменяв со стариком пять бобов на корову, поднялся на небеса, где ночью жил каннибал, и украл мешок с золото, золотой цыпленок и арфа. В результате семья Джека стала жить в достатке. В этом вся суть сказок о мировом дереве: торжество добра над злом.

В эпосе народа саха (Якутия) мировое дерево представлено как Аак Луул Мас — дерево с высокими ветвями. Взгляните на фото мирового дерева ниже.

мировое древо разных народов

Он содержит три мира: Верхний, Средний и Нижний. В верхнем мире живут светлые божества — айыы, а в нижнем — темные, абаасы. Главный бог Юнг Аар Тойон восседает на самом высоком небе. Хозяйкой дерева считается богиня земли Аан Алахчин Хотун, которая дает Среднему Воину молоко из ствола дерева.

Мировое древо в различных культурах

Мировое древо, древо жизни — в славянской мифологии ось мира и символ мироздания в целом. Крона мирового древа достигает небес, корни (из которых течет священный источник) — подземный мир, ствол и ветви организуют земное пространство. Могучий дуб был священным деревом.

  • В традиционной религии эрзя на мировом дереве Эчке Тумо есть гнездо священной утиной птицы Ине Нармун, из которого падает яйцо, снесшее Ине аль, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа — это небосвод Эле. Люди со звездами, желток — это земля — ​​мода-мастор-земля, белка — бесконечный океан Иневеда.
  • В древнем Иране считалось, что священное дерево росло недалеко от источников Ардвисури. На нем предположительно жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица принесла семена к источнику, из которого пила звезда, из которого пролился дождь на землю. С дождем семена вернулись в землю.
  • В скандинавских мифах мы видим вечнозеленое древо жизни Иггдрасиль, пропитанное животворным священным медом. Это огромный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет девять миров. Орел сидит на вершине дерева, корень которого грызут змеи и дракон Нидхёгг.
  • «Корни вверх, ветви вниз, вечное дерево Ашваттха поднимается. Он называется «бессмертным», в нем покоятся все миры, и никто не может его преодолеть »(Индийские Веды, Бхагавад-Гита). С корнями вверх и с опущенными ветвями ашваттха считается нетленным; гимны (Силы Саттвы, раджаса и тамаса — то, что он хранит в иллюзорном мире) — его листья, кто знает, тот знаток Вед. Его ветви, выросшие из гун, вверх и вниз; предметы (чувства) — (его) выстрелы; вниз они также протягивают его корни, связывающие карму в человеческом мире.
  • Образ Байтерека появился в турецкой мифологии, а затем и в казахских сказках. Байтерек своим положением и композиционной структурой выражает космогонические идеи древних кочевников, по легендам которых река Мира течет на слиянии миров. На его берегу стоит Древо жизни — Байтерек, которое корнями держит землю, а своей кроной поддерживает небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в преисподней, само дерево, его ствол — земной, а крона — в небесном. Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия древа жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня а ночи — борьба добра и зла.

Модель мира древних египтян

Второй версией древнеегипетской модели мира можно считать троицу Нила, главного египетского божества. Согласно египетской мифологии, Нил был небесным, земным и подземным. Здесь мы обратимся к идеям об изменении времени суток в древнеегипетской мифологии. Затем в ясный день по небесному Нилу плывет дневная лодка Амон-Ра — Манджет, в которой сидит ее дневная свита, среди богов — Исида — богиня плодородия и жена Осириса. Фермеры живут и работают на берегах земного Нила. Но территория подземного Нила — это территория Подземного мира душ умерших Дуат. Он имеет вход через Ворота Сансет Горизонт. Ночная свита Амона-Ра плывет здесь на ночном катере Masektet. На пути к выходу из последней двери на рассвете лодке предстоит преодолеть множество ловушек и открыть еще десять дверей. Вот почему Амон-Ра держит ключ жизни анкх.

Что касается животного мира, связанного с частями мирового древа, то именно в этой его версии они используются: Амон-Ра изображен с головой ястреба, правитель Дуата Анубис имеет голову шакала питается падалью и главным хранителем всего королевства Дуат является змея Апоп. Именно с ним Амон-Ра борется как Кот перед последними воротами, чтобы начать новый день.

Древо с острова Буяна

На мой взгляд, самое удивительное и величественное мировое дерево фигурирует в славянских легендах. Он был связан со Вселенной, ее главной осью, которая удерживала в равновесии три мира: небесный, земной и подземный.

Наши предки считали, что это большое дерево находится в далекой стране, стоя на «пуповине моря» (как говорят в старых заговорах). Вероятно, это был знаменитый Буян, известный нам по народным сказкам.

Внешне он напоминал огромный дуб, поддерживающий небеса своей короной, не давая им упасть на землю. У его ног лежала гигантская свернувшаяся клубочком змея. Это чудовище охраняло главное сокровище — Алатырь.

Этот волшебный минерал, как и сам остров Буян, тоже был продуктом вод. Сила камня давала Мировое Древо, поэтому Алатырь мог наделить человека немыслимой силой, исцелить от любых недугов и даже дать бессмертие.

интересно, что сила Мирового Древа простиралась за пределы острова. Славяне верили, что любое обращение к этому волшебному центру мира, любое упоминание о нем приведет к успеху.

Так, например, мировое дерево часто упоминается в заговорах или свадебных ритуальных песнях. Кроме того, когда они начали строить хижину, в центр поместили дерево, которое должно было стать миниатюрной копией Мирового Древа, а это значит, что оно будет привлекать благополучие и гармонию в жилище.

Со временем этот обычай исчез в строительстве, но вернулся к нам в совершенно новом воплощении. И сегодня мы сажаем дерево в нашем доме. Да-да, я имею в виду новогоднюю елку (или елку, как ее называют в европейских странах). И, соблюдая обряд наших предков, в новогодние праздники мы просим успехов и радостей в наступающем году.

В понимании славян Мировое Древо было центром и источником всего живогоВ понимании славян Мировое Древо было центром и источником всего живого

Изображение на предметах и оберегах

Образ Древа Жизни изображен на картинах, предметах домашнего обихода, одежде, украшениях. Его вышивают на простынях, пледах или подушках. Фигурка из дерева из натурального камня способна решить одновременно две задачи:

  • защищать интересы семьи;
  • чтобы сделать защиту более эффективной благодаря силе камней.

Личные украшения с изображением Древа жизни включают подвески, браслеты и кольца. Это осознанный выбор, который дошел до нас на протяжении веков

  1. Кулон. Украшение надевается на шею, сам кулон находится почти по центру. Защищает хозяина от болезней сердечно-сосудистой системы, позвоночника, наполняет организм жизненной энергией.
  2. Браслет. Его носят на левой руке. Он может включать несколько изображений деревьев. Больше лучше.
  3. Звенеть. Его носят на безымянном пальце левой руки. Для большего эффекта рекомендуется вращать дизайн внутри кисти.

Звенеть

Матери защищают своих детей, вышивая Древо Жизни на нижнем белье. В этом случае рекомендуется скрыть рисунок от внимания посторонних. Считается, что чужая энергия мешает амулету выполнять 100 защитных функций.

В традициях и ритуалах

Образ мирового дерева характерен для славянских песен, русских загадок и заговоров с загадкой на дороге: «Когда родился свет, то дуб упал, а теперь он лежит»; это изображение сочетает в себе различные вертикальные (земля-небо, дерево) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Характерна также причина срубки дерева в славянских песнях в связи с мощением мостов для прохождения Овсена, Нового года, Христа; Болгарская рождественская песнь содержит «самоописание» мирового дерева:

ОригиналЯ сам, мама ой, даю тебе золото,Золотая дарвце плодородна,это все еще высоко, как небо,Клон еще пуст от улицы до земли,Лист душистых бус раздавлен,Цвет чистый серебристый,Род щё рождает сухое золото,Слезы по изменению Бога….

Перевод с булг.Я сама, мама, золотое дерево.Плодотворное золотое дерево,Это растет до небаОпустите сучья на землю,Листочки бусинками раскрывает,Цветки выпускают серебристо-белые,Плод чистое золото,Так что молодой бог наткнулся на меня…

В свадебном фольклоре и «вьюнишных» песнях (исполняемых для молодежи — «вьюнцов») изображение мирового дерева воплощало плодородие живой природы, древо жизни:

  • в короне гнездится соловей
  • в багажнике — пчелы «мёд приносят
  • у корней — горностай, выводящий маленьких детей, или самих молодых людей, на супружеское ложе;
  • рядом с деревом «трех удовольствий» находится башня, где устраивают вечеринку и готовят «блюда на меде» (мед — пища бессмертия во многих традициях).
Читайте также:  Значение описание и толкование бусин Дзи 4. Обзор популярных бусин дзи

В белорусском фольклоре образ мирового дерева имеет прямое отношение к свадебному обряду: жених не должен ставить своих лошадей на «несчастное дерево» калины, а должен поместить их в счастливое платан, куда пчелы приносят к корням стекает мед, чтобы напоить лошадей, к корням живые бобры, крона — ястреб и т д.

В традиционной культуре успех любого ритуала был подчинен тому, насколько хорошо выполненный ритуал соответствовал общей картине мира: отсюда важность образа мирового дерева, воплощающего эту картину, как в фольклоре (будь то заговор или заговор) свадебная песня) и в самом обряде. У сербов символом благополучия всего села считалось священное «рекордное» дерево — с вырезанным на нем крестом; в старину на этом дереве приносились жертвы (см. Жертвоприношение). Корни, ствол и резной крест были окроплены кровью.

С мысловая нагрузка образа мирового дерева

Древо жизни прочно укоренилось в разных культурах, оно символизирует устройство мироздания. Корни — это мир Нави (подземный мир), ствол — это мир реальности (реальный мир), а корона символизирует право: мир богов. Древо жизни - мощный домашний амулет - 12Используя мировое дерево, которое растет на Алатырьском камне, расположенном на острове Бойцов, многие народные герои путешествуют по мирам в поисках своей правды. Ведь дерево — это ось, соединяющая все миры в один.

Другое значение — связь времен: прошлое — корни, настоящее — ствол, будущее — корона.

Образ мирового дерева также является символом клана, наследственной памяти, где корни — это наши родители (и все прошлые поколения), ствол — это мы сами, а ветви и листья олицетворяют наших потомков (детей, внуков, прародителей) бабушки и дедушки, внуки).

Считается, что чем мощнее семейная связь (корни), тем крепче корона (дети и внуки), недаром историю семьи изучают, составляя родословную.

Влияние образа на быт славян

как известно, для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши предки-язычники видели в них самих себя, детей земли и неба, притом имеющих не меньшее право на жизнь. Согласно некоторым легендам, самые первые люди были созданы из дерева, а значит, деревья старше и мудрее людей. Срубить дерево — все равно что убить человека. Но хижину надо строить!

Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели и лиственницы. Эти деревья с длинными и ровными стволами хорошо прилегают к каркасу, плотно прилегают друг к другу, сохраняют внутреннее тепло и долго не гниют. Однако выбор деревьев в лесу регулировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению дома, построенного из дома для людей, в дом против людей, что принесет несчастье.

Конечно, нельзя было даже говорить о поднятии руки на почитаемое, «священное» дерево. Были целые священные рощи, в которых все деревья считались божественными, и грех было оторвать от них хотя бы одну ветку.

Отдельные деревья, привлекавшие внимание своим необычайным размером, возрастом или особенностями развития, также могли считаться священными. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли легенды о праведных старейшинах, которых боги в конце своих дней превратили в деревья.

Древний человек никогда бы не осмелился срубить дерево, выросшее на могиле. Еще в конце 19 века крестьяне показали этнографам большую сосну, предположительно выросшую из косы разорившейся девушки; Но что, если человеческая душа поселилась на дереве? В Беларуси верным признаком этого считался скрип, издаваемый деревом: в скрипящих деревьях, по легендам, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их дома, непременно будет наказан: они заплатят своим здоровьем, а также своей жизнью.

В некоторых уголках России долгое время был строгий запрет на вырубку всех старых деревьев вообще. По мнению крестьян, было жалко лишать патриархов леса права на естественную, «самопроизвольную» смерть от порыва ветра или просто от старости. Любой, кто вторгся в такое дерево, неизбежно сойдет с ума, искалечится или умрет. Даже вырубка «молодого» — молодого и незрелого леса считалась грехом. В этом случае мифологическая перспектива была основана на совершенно естественном желании сохранить молодые деревья, которые еще не достигли своего наилучшего состояния. По отношению к «старейшинам леса» действовал закон мифологической мысли: «старец» означает главный, почитаемый, священный.

Даже деревья с аномалиями развития — большая полость, камень или какой-то другой вросший в ствол предмет, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней — рубке не подвергались: «не как все». — вы, кто знает, какая сила могла быть в них скрыта!

В нескольких регионах также были запрещены убийства некоторых видов. В первую очередь, конечно, это относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Эти породы энергетически невыгодны для человека, они «выкачивают» из него жизненную энергию, и это свойство поддерживают и предметы, сделанные из их дерева. Так что нежелание наших предков жить в доме из ели или тополя, опять же, не было необоснованным. С другой стороны, человек, срубивший совершенно «доброжелательную» липу, должно быть, потерялся в лесу. Видимо, боги сурово заступились за дерево, которое веками обучали или даже одевали людей…

Мертвые и засохшие деревья не годились для строительства. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненной силы, печать смерти на них — какая польза, принесут в дом. И даже если в доме никто не умрет, «сухость» будет сдерживаться всеми способами. По этой причине в некоторых местах они избегают вырубки деревьев зимой, когда им не хватает сока и они «временно мертвые».

Запрет, наложенный на деревья, упавшие на север во время рубки в полночь во время рубки «в полночь», также связан с представлениями о смерти, загробной жизни: наши предки связывали эту часть мира с вечной тьмой, с зимой, в безжизненных холодно — словом, потусторонний мир. Вставьте такое дерево в сруб — и люди в доме долго не проживут!

Особая и очень опасная разновидность запрещенных деревьев — «жестокие», «плохие», «проклятые». Такое дерево как будто мстит человеку за его смерть: он может раздавить дровосека, и они вырежут из него ствол для хижины — и посмотрите, от этого весь дом рухнет на головы жильцов. Даже щепка такого дерева, умышленно посаженная злым плотником, могла, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если бы «буйный» лес рубили на дрова, опасались бы пожара!

Также был запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных людьми. В первую очередь — садовые деревья, тем более что находящиеся внутри ограды усадьбы. Ученые считают, что дело здесь в мифологическом понимании противоположностей, таких как «наше» — «чужое», «естественное» — «культурное», «дикое» — «дом». Дерево, взятое из леса и используемое для строительства человеческих жилищ, должно было претерпеть во всех смыслах «качественное изменение»: с «чужого» на «наше». Конечно, такое преобразование не могло произойти с садовым деревом, и, кроме того, садовые яблоки и вишни были почти членами семьи наших языческих предков .. лучше вообще не браться за дело — так не пойдет.

Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

В славянских верованиях Мировое Древо было центром ритуалов. Он был одушевлен и считался неотъемлемой частью жизни и окружающей действительности.

Изображение Древа присутствовало в славянских погребальных обрядах. Изначально наши предки хоронили своих мертвецов на деревьях! Затем живые деревья стали заменять столбы с домиками наверху — домино. В них засыпали сожженный пепел — человеческую пыль.

Наши предки тоже строили свои дома вокруг деревьев. Дерево в центре поселения или даже сам дом — хорошая примета.

Молились дереву, хотя позже его изображение было заменено на столп-идол. Сегодняшние воспоминания о столбах — это отголоски религий того времени.

Из ритуальных песен мы знаем, что на Древе жили мифические персонажи: жар-птица, получеловек и получеловек. В его кроне соловей свил гнездо, а под корнями жила змея. Мировое дерево своими ветвями доходило до неба, до пятого неба, до седьмого. Там на разных «планах» жили боги, солнце, звезды, луна. Поговорки о седьмом небе дошли до наших дней.

Дерево играло центральную роль в ритуалах разных народов. Мы кое-что делаем сейчас, не задумываясь о происхождении традиции. Например, украсим елку и проведем вокруг нее круг.

Оцените статью
Добавить комментарий